28 декабря 2021
Это позволит минимизировать проблемы доставки грузов на полуостров.
Растёт необходимость внутренних грузоперевозок по Северному морскому пути, и правильное управление этим процессом должно быть установлено законодательно. Об этом заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью телеканалу «Россия-24».
«Это серьезнейший вопрос, он связан и с развитием Северного морского пути, и вообще с состоянием российского торгового, коммерческого флота на севере. Поскольку это особый флот, к нему особые требования. Он состоит не только из судов ледового класса, которые имеют свой жизненный цикл. В него также входят ледоколы, портовая инфраструктура, инфраструктура спасения. У нас есть хорошая тенденция увеличения перевозок по СМП: 33 миллионов тонн грузов, из которых большая часть - транзитные грузы и углеводороды. Но растет необходимость внутренних перевозок - так называемых каботажных грузов, чтобы реализовывать инвестиционные проекты, которые запущены в Арктической зоне, на северах Дальнего Востока, в Тихоокеанской части Дальнего Востока. Также большой трафик необходим по северной дуге - от Санкт-Петербурга до Владивостока и Сахалина. Месяц назад мы наблюдали кризис, который был первым тревожным звонком о том, что этот процесс надо регулировать. И правильное регулирование, и управление этим процессом должно быть установлено законодательно», — сказал Алексей Чекунков.
По поручению заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики идёт разработка закона о северном завозе.
«Министерство готовит целостную систему, которая описывает, что такое северный завоз, кто ее участники, какие приоритеты должны быть во фрахте судов, в отправке грузов. И, что очень важно, какими институтами система должна управляться. Также, конечно, необходимо использование современных электронных платформ. То, с чем мы сталкиваемся каждый день, например, «Яндекс-такси», по сути своей не сильно отличается от тех алгоритмов, которые должны использоваться и для сложной логистики северов. Например, некое «Яндекс-такси», законодательно закрепленное для северного завоза, - это то, что мы стремимся сделать в 2022 году», — сказал Алексей Чекунков.
Напомним, на всём Дальнем Востоке сейчас происходит транспортный коллапс, связанный с затариванием портов Владивостока. Задержки по грузам в Петропавловск-Камчатский достигают трёх месяцев, и аналогичная ситуация наблюдается в Магадане, на Сахалине и Чукотке. Ситуация, связанная с перебоями в глобальной логистике, усугубляется, заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов на заседании Комитета СФ по экономической политике 19 октября. Глава региона подчеркнул, что, помимо системных решений, нужно применить правило так называемого фаст-трека — быстрого обслуживания грузов — для каботажных перевозок внутри России. Это менее выгодно для владельцев портов, но важно для жизнеобеспечения регионов с безальтернативной доставкой.