31 марта 2023
На восточное направление приходится более половины (55%) от всего грузооборота России, к 2030 году доля увеличится до 57%.
Вопросы совершенствования работы действующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, были рассмотрены на заседании совета округа, прошедшем под руководством Заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
«Недавно состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Обсуждались вопросы сотрудничества. Совершенно очевидно, что без чёткой работы приграничной инфраструктуры развитие международных экономических связей затруднительно», – начал обсуждение Юрий Трутнев.
На территории ДФО функционирует 59 пунктов пропуска. В 2022 году Дальний Восток, по данным ФТС России, фактически стал самой крупной зоной международных перевозок и перевалки товаров. Рост объемов импорта составил более 50%. По оценкам Минэкономразвития России, прогноз грузопотока по всем транспортным коридорам России к 2030 году оценивается на уровне 678 млн тонн, из которых 383 млн тонн (57 %) будет обеспечен восточным транспортным коридором.
На восточное направление приходится более половины (55%) от всего грузооборота России, к 2030 году доля увеличится до 57%. В том числе это и грузы резидентов дальневосточных ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) – 44 млн тонн сегодня и рост до 137 млн тонн к 2030 году.
В 2022 году через пункты пропуска в ДФО перевезено 257,2 млн тонн грузов (+7,5 % по сравнению с 2021 годом). За период с 1 января 2023 по 1 марта 2023 года прирост грузопотока по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил +22,5%. При этом показатель текущих мощностей дальневосточных пунктов пропуска составляет более 300 млн тонн. Это означает, что еще имеются резервы пропускной способности. Вместе с тем, потребность резидентов преференциальных режимов и общая тенденция укрепления логистических цепочек на восточном направлении диктуют необходимость увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
ОАО «РЖД» планомерно наращивает провозную способность Восточного полигона. По итогам 2023 года она должна достигнуть 173 млн тонн, а к концу 2024 – 180 млн тонн в соответствии с целевыми показателями второго этапа модернизации Восточного полигона. Утверждёнными дорожными картами международных транспортных коридоров установлен целевой показатель провозной способности Восточного полигона к 2030 году в 210 млн тонн.
85% грузопотока обеспечивает работа морских пунктов пропуска, и 14% груза оформляется через железнодорожные пункты пропуска. При этом наибольшие проблемы наблюдаются в автомобильных пункты пропуска. Хотя доля грузооборота через автомобильные пункты пропуска является незначительной, их работа играет важную роль в обеспечении приграничной торговли, а также деятельности резидентов ТОР и СПВ, в первую очередь, ориентированных на взаимодействие с КНР.
В рамках госпрограмм предусмотрена модернизация 26 пунктов пропуска в ДФО, три из которых уже завершены и открыты после реконструкции. Сейчас Минтрансом России осуществляется реконструкция 14 пунктов пропуска (со сроком до 2026 года), выполняются работы по текущему ремонту и дооснащению оборудованием. По оценке министерства, завершение указанных работ позволит увеличить их пропускную способность в объеме достаточном для обеспечения стабильной логистике на сухопутных участках государственной границы восточного направления. В качестве примера, можно привести автомобильный пункт пропуска Забайкальск, пропускная способность которого после реконструкции составит 1600 грузовых транспортных средств в сутки, что превышает текущий показатель более чем в пять раз. Особое значение имеет процесс синхронизации реконструкции пунктов пропуска со сроками мероприятий по развитию примыкающих к ним объектов автомобильной инфраструктуры и увеличению провозной способности железнодорожных путей.
«Сегодня значительная часть экспортного потенциала Российской Федерации развернулась на Дальний Восток, пошла в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но мы видим дефицит провозных мощностей. И, прежде всего, это связано с Восточным полигоном. Но также есть и недоработки по модернизации и строительству пунктов пропуска. Росгранстрой так достаточно уверенно говорит, что он выполнит работы в соответствии с утверждёнными графиками, и в течение ближайших полутора-двух лет вопросы, связанные со строительством и реконструкцией пунктов пропуска на Дальнем Востоке, будут решены», – сказал Юрий Трутнев.
По итогам обсуждения вице-премьер дал ряд поручений. Дано поручение ФТС России разработать и внести в Правительство России предложения по упрощению таможенных процедур. «Мы сегодня работаем медленнее, чем наши коллеги в Китае. В результате скапливаются очереди. Это сказывается на ритме внешнеэкономической деятельности. Я попросил таможенную службу такую работу провести и внести предложения», – пояснил Юрий Трутнев.
Минтрансу России совместно с ОАО «РЖД» и дальневосточными регионами поручено обеспечить синхронизацию мероприятий по реконструкции пунктов пропуска с планами развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь автомобильной и железнодорожной.